Банк обязан вернуть деньги, снятые с карточки мошенническим путемНередки случаи, когда с банковских карточных счетов клиентов мошенники похищают деньги. И поэтому владельцы карточных счетов обращаются в различные инстанции с требованиями о возврате похищенных денег. Но банки добровольно отказываются возместить украденные у клиентов деньги. В таких случаях клиенты вынуждены обращаться за защитой своих прав в суд.

Учитывая наличие значительного количества таких судебных дел, Верховный Суд Украины в своем постановлении от 13 мая 2015 года по делу № 6-71цс15 высказал свою правовую позицию по этому вопросу.

Верховный Суд Украины отмечает, что в соответствии со статьей 1073 Гражданского кодекса Украины, пункта 37.2 статьи 37 Закона Украины «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине», пунктов 8 и 9 раздела VI Положения о порядке эмиссии электронных платежных средств и осуществления операций с их использованием, утвержденного Постановлением Правления Национального банка Украины 05 ноября 2014 года № 705, банк в случае ненадлежащего осуществления перевода, если клиент безотлагательно сообщил о таких платежных операциях, которые фактически им не выполнялись, после обнаружения ошибки немедленно восстанавливает остаток средств на счете. Клиент не несет ответственности за осуществление платежных операций, если они были совершены без физического предъявления карточки или электронной идентификации карточки и клиента, кроме случаев, когда доказано, что клиент своими действиями или бездействием способствовал утрате, незаконному использованию персонального идентификационного номера или другой информации, которая дает возможность инициировать платежные операции.

Практически это означает, если с карточного счета клиента сняты средства без предъявления карточки, клиент вправе требовать от банка возврата этих средств. Но банк не несет ответственности, если снятие средств со счета произошло в результате того, что клиент передал третьему лицу информацию о ПИН-коде карты или другие данные, которые дают возможность осуществлять платежные операции по данному карточному счету.

По этому поводу могу привести пример недавно проведенного мной, адвокатом Дедиченком Сергеем Анатольевичем, дела.

Ко мне обратился клиент, который сообщил, что с его карточного счета, открытого в Приватбанке, были сняты денежные средства. При этом, во время осуществления данной операции платежная карточка находилась у клиента, и он никаких операций по ней не проводил. Клиент немедленно позвонил в отделение Приватбанка и сообщил о незаконном списании средств и попросил заблокировать карточку.

Во время телефонного разговора сотрудник банка поинтересовался, сообщал ли клиент кому-нибудь данные его платежной карточки. Клиент сотруднику банка по телефону рассказал, что незадолго до снятия средств с карточки он разместил в сети интернет объявление о продаже товаров. После этого ему позвонил покупатель, который якобы согласился совершить покупку товара. Денежные средства за приобретенный товар он предложил перечислить на карточный счет продавца. Для этого он просил сообщить ему номер, который указан на платежной карточке, что и сделал продавец. Но вместо перечисления средств за приобретенный товар, у продавца были сняты денежные средства с его карточного банковского счета.

Банк отказал в возврате похищенных у клиента средств, и клиент вынужден был обратиться в суд с иском о взыскании с банка похищенных у него денежных средств. В судебном заседании, возражая против иска, представитель банка заявил, что поскольку снятие средств произошло по вине самого клиента, то иск не может быть удовлетворен. В подтверждение этого представитель банка предоставил суду запись телефонного разговора клиента с работником банка, в котором клиент говорил о том, что он сообщил номер карты третьему лицу. Учитывая изложенное, суд принял во внимание возражения представителя банка и отказал в удовлетворении иска.

Следовательно, из данного дела можно сделать такой вывод, что нельзя сообщать кому-либо информацию о ПИН-коде и номере банковской карточки, который указан на карточке, так как по этим данным мошенниками могут быть сняты средства даже без предъявления карточки.

С другой стороны, общаясь с работниками банка, имейте в виду, что Ваш разговор может быть записан техническими средствами и в будущем использован против Вас.

adv2